КОГДА БОГ СЛЫШИТ НАШИ МОЛИТВЫ ЗА БЛИЖНИХ. (По творениям Святых Отцов) 

Не столько за себя, сколько за ближних и страждущих должен усердно молиться христианин. Однако, совершенно очевидно, что действенность наших прошений зависит от нашей близости к Богу и наличия у нас чистоты сердечной и христианских добродетелей. 

Молясь, мы приглашаем Царя, Творца вселенной в наши внутренние чертоги души. Так позаботимся же о том, чтобы Он, войдя, не нашел в них грязи и сора — наших страстей и земных пристрастий. 

Главным препятствием для единения души с Богом является наличие в душе человека нераскаянных грехов, страстей, пристрастий и маловерия. 

Все это стеной стоит перед человеком, отделяет его от Бога и мешает теплоте и чистоте молитвы. 

Поэтому основным условием действенной молитвы является подготовка духовной одежды христианина — ОЧИЩЕНИЕ СЕРДЦА И СОВЕСТИ. 

Если последняя неспокойна и есть грехи, за которые еще не принесено покаяние, то молитва не может быть сердечной и теплой. 

Поэтому у невнимательных к своей жизни не может быть настоящей молитвы. Только при искреннем покаянии во всяком замеченном грехе и постоянном спокойствии совести может быть достигнута и настоящая молитва. 

«Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом», — говорит преп. Исаак Сириянин. 

Итак, непременным условием для действенной молитвы есть ПОКАЯНИЕ. 

«ПОКАЯНИЕ и всё, из чего оно составляется, как-то: сокрушение или болезнование духа, плач сердца, слёзы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, Суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий – суть дары Божии, дары великой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их подаяние последующих даров невозможно. «Как бы ни возвышенны были наши подвиги, - сказал святой Иоанн Лествичник, - но если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны». (Лествица. Слово 7). 

ПОКАЯНИЕ, сокрушение духа, плач суть признаки, суть свидетельство правильности молитвенного подвига; отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. То или другое, то есть прелесть или бесплодие, составляют неизбежное последствие неправильного упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с самообольщением». (Свят. Игнатий Брянчанинов) 

В одном из писем свят. Игнатий говорит, каким должен быть настрой души при молитве: «Сегодня я прочитал про изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу: Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сысой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари». Великое занятие, - продолжает святитель, - непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне СМИРЕНИЯ». 

«Бог внемлет молитвам одних только НИЩИХ ДУХОМ, преисполненных СОЗНАНИЯ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ, СВОЕЙ НЕМОЩИ, СВОЕГО ПАДЕНИЯ; чуждых самомнения, которое состоит в признании за собой достоинств, добродетелей, праведности… Бог приемлет в общение с Собою одних СМИРЕННЫХ». (Свт. Игнатий Брянчанинов) 

И преп. Алексий Зосимовский говорил, что до начала молитвы «надо согреть в себе чувство своего недостоинства, сознавание совершенных ранее грехов, огорчивших Господа, и отсюда глубокое чувство раскаяния в них. Иначе говоря, перед молитвой надо облечь свою душу в ризу сокрушения, нищеты духа и глубочайшего смирения и почувствовать себя недостойнее и хуже всех». 

И тогда, по слову святого праведного Иоанна Кронштадского: «Если ты живешь верою и добродетельно, особенно кротостью, смирением и милосердием соединен с Богом, то проси у Него чего хочешь, чему научит тебя просить Дух Святой, и будет тебе — или скоро, во мгновение, в один час, или через некоторое время, по усмотрению премудрости Божией». 

Однако и при чувстве своего недостоинства нельзя оставлять молитв как за себя, так и за ближних, и как бы ни были мы нищи Духом, как бы ни слаба была наша молитва, все же надо верить, что и мы своею молитвою можем много помочь ближним, и это будет самой действенной и надежной помощью. 

Преп. Силуан Афонский так говорит об этом: «Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешнику сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится СМИРЕНИЮ, тогда Господь слушает его молитвы». 

Каждому христианину будут встречаться случаи, когда и его будут просить помолиться о чем-либо. Конечно, всегда надо исполнять такие просьбы, но вместе с тем в смирении надо считать себя недостойными представительствовать в молитве за других. В таких случаях надо исполнять такой совет святого Иоанна Кронштадского: «Когда тебя попросят помолиться о спасении кого-либо от какого-либо бедствия, то скажи в себе: "Буди благословенна вера ваша, по вере вашей да даст Господь исполнение моей недостойной, маловерной молитвы и да приложит мне веру"». 

Опыт жизни говорит, что и в тех случаях, когда мы хотели бы исправить недостатки наших ближних, самым действенным средством для этого является не увещевание их, а молитва за них. 

Увещевание может действовать лишь при наличии у нас кротости и великой любви к ближним, а также наличии у ближних нашего авторитета; этого чаще всего у нас недостает, и поэтому увещевания вызывают у ближних большей частью лишь раздражение и враждебность. 

Преп. Силуан учил, что молиться за ближних надо так горячо, как бы «кровь проливать». 

Последнее подтверждается из молитвенного опыта о. Иоанна, описанного ниже. «Девять раз я ходил молиться о смертельно больных младенцах с дерзновенным упованием, что Бог призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвы и коленопреклонения, на дерзновение мое, на упование мое… Прихожу в десятый раз — младенцы здоровы». 

Молитва за ближних приносит большую пользу: она привлекает к нам помощь и милость Божию, а молящегося делает как бы другом Божиим. 

Святой Иоанн Кронштадский говорит по этому поводу: «Не ленись молиться усердно о других по прошению их, или сам собою, или вместе с ними: сам получишь милость от Бога — благодать Божию в сердце, услаждающую и укрепляющую тебя в вере и любви к Богу и ближнему. Будешь милостив к ближним — и к тебе будет милостив Бог, равно и все ангелы и святые: будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать».