Прозреть в человеке образ Божий. (Священник Валерий Духанин)

Однажды в Саров к преподобному Серафиму приехала некая помещица в сопровождении своей крепостной девушки. К старцу они вошли вместе. Преподобный Серафим благословил обоих и спросил помещицу: «А это кто же такая с вами пришла ко мне?» «Это моя крепостная девка», — небрежно бросила барыня. «Нет, это не девка, - возразил Преподобный, — а девица, и не только что такой же человек, как и мы, наше боголюбие, но и лучше нас, потому что у нее чистая душа и доброе сердце!» Потом, обратившись к бедной девушке, старец отечески благословил ее и сказал: «Господь над тобой, мое сокровище», а с помещицей он не стал разговаривать. 

Думаю, что и вам приходилось не раз наблюдать, как человек, добившийся высокого положения или материального благополучия, теряет былую простоту общения, становится высокомерным, заносчивым. Конечно, статус руководителя исключает панибратское общение. Обилие забот, непрестанная ответственность и необходимость требовать от других выполнения поставленных задач накладывают свой отпечаток на личность. Но ведь как хорошо, если человек, приобретя высокий социальный статус, остался приветливым, добрым, отзывчивым. 

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, организовывавшая дома призрения для сирот, инвалидов, тяжелобольных, при множестве забот находила время для посещения опекаемых, постоянно поддерживала материально, привозила подарки. Однажды великая княгиня должна была приехать в приют для маленьких сирот. Девочкам сказали, что приедет великая княгиня: нужно будет поздороваться с ней и поцеловать ручки. Когда Елисавета Феодоровна появилась, ее встретили малютки в белых платьицах. Они дружно поздоровались и, перепутав наставления, протянули свои ручки великой княгине со словами: «Целуйте ручки». Воспитательницы ужаснулись: что же будет? Но великая княгиня подошла к каждой из девочек и всем поцеловала ручки. Плакали при этом все — такое умиление и благоговение было в душах присутствовавших. 

Не положение в обществе меняет людей. Оно лишь отчетливей выявляет в человеке то, что сокрыто в глубине души, но что не было явно до времени. Возникающие в нашей жизни ситуации — нужда, бедствие, чья-то просьба о помощи или, напротив, твой личный успех — всё это очень хорошие индикаторы на проверку нашего качества. А кто мы, собственно, есть — христиане, дети Небесного Отца, или же равнодушные, холодные сердцем эгоисты? 

Эгоист всегда и везде видит только себя, преследует свою личную корыстную выгоду. Человек, свободный от эгоизма, видит в другом образ Божий, кем бы другой человек ни был. 

«Любить человека — значит видеть его таким, каким его замыслил Бог», — говорил Ф.М. Достоевский. А Бог замыслил человека без примеси зла и греха, и потому любящий обращает внимание не на грехи и несовершенства ближнего, которые обычно мы соединяем в своем представлении с самой сутью другого человека, а на то доброе и светлое, что, несомненно, вложено Богом в душу каждого. 

Еще раз вспомним святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну. Она часто бывала в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской на печально известном Хитровом рынке. Это то самое место в Москве, где торговали собой распутные женщины. Святая Елисавета, переходя от одного притона к другому, собирала сирот или уговаривала обедневших и опустившихся на дно жизни родителей отдать ей на воспитание детей. Ее уважало все население Хитрова, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Ее не пугали нечистота, брань, потерявшие человеческий облик лица. Она говорила: «Образ Божий иногда может быть затемнен, но никогда не может быть уничтожен». 

Прекрасно говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не различая возраста, пола, сословия, и слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатков любви, и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь». 
Как же прийти к такому отношению к ближнему? И что же это значит: люби ближнего твоего (Мф. 19:19)? 

Источник: свящ. Валерий Духанин. Возлюби ближнего твоего. Тайны общения. - М., Изд. Московской Патриархии РПЦ, 2015. С. 113-116.