КАК ПРАВИЛЬНО РЕВНОВАТЬ О ВЕРЕ? 

...Для исследования и истинного уразумения сказанного в Писании, потребны хорошая жизнь, чистая душа, и христоподражательная добродетель, чтобы ум, преуспев в этом, был в состоянии достигать желаемого и приобретать оное, в какой только мере естеству человеческому возможно познание о Божием Слове.Ибо без чистого ума и без подражания жизни святых никто не возможет уразумевать словеса святых. Кто пожелает видеть солнечный свет, тот, без сомнения, протрет и ясным сделает глаз свой, доведя себя почти до одинаковой чистоты с тем, что желает видеть, чтобы таким образом глаз сам стал светом и увидел солнечный свет. Или, кто пожелает осмотреть город или страну, тот, без сомнения, для осмотра сего отправится на самое место. Так и желающему постигнуть мысль богословов должно предочистить и убелить душу жизнию, и уподоблением в делах святым приблизиться к ним, чтобы, ведя одинаковый с ними образ жизни, уразумевать и откровенное им Богом, и наконец, как бы соединившись с ними, избежать греховных опасностей и огня за грехи в день суда, восприять же блага, предназначенные святым в небесном царстве: «их же око не види, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог» живущим добродетельно, «и любящим» Бога и Отца (1Кор. 2, 9), о Христе Иисусе Господе нашем. Им и с Ним самому Отцу совокупно с Сыном в Духе Святом честь, держава и слава во веки веков! Аминь. 

Святитель Афанасий Великий 
Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти

* * *

"Целомудрие" означает цельное, правильное мудрование, т.е. цельное, а не дробное понимание всего происходящего во всех его сложнейших взаимосвязях. В то же время, целомудрие — это духовная и телесная чистота, значит, свобода от насилия греховных влечений (страстей). Правильно понимать (т.е. мудрствовать) может только целомудренный, т.е. чистый. 

Адекватное восприятие внешнего мира, правильное понимание и правильное видение людей и обстоятельств жизни возможно лишь тогда, когда с очей разума счищается грязная пленка греха. Пока в душе еще действуют греховные влечения, мы не сможем ни правильно воспринимать окружающее, ни правильно понимать людей и события, ни строить правильные взаимоотношения с окружающим миром, поскольку наше сознание будет искажено комплексным воздействием демонов на разум, эмоции и чувства. Греховные влечения, в данном случае, являются не более чем симптомами нашей несвободы от влияния демонов. Искажение как ментального, так и чувственного восприятия будет продолжаться до тех пор, пока в напряженной духовной борьбе мы не очистимся от основных своих пороков, а это возможно только с помощью благодати Божией. 

Демонам весьма выгодно переключать внимание с очень сложной и кропотливой внутренней работы на внешние обстоятельства их жизни, акцентировать их внимание на неизбежных негативных фактах окружающей действительности, усилить и даже гипертрофировать ощущение диссонанса между тем, как должно быть, как хотелось бы видеть — и тем, что они видят в действительности. Этим нехитрым способом демоны добиваются того, что духовный рост не только затормаживается, но даже изменяет свою направленность на прямо противоположную. 

Вы никогда не сумеете стяжать сердечной чистоты и благодатного мира души, если позволите демонам переключить ваше внимание на окружающих людей. Тогда ваши помыслы будут заняты "обсасыванием" чужих поступков, особенно же начальствующих лиц. В той интерпретации, которую демоны вложат в ваше сознание, эти поступки всегда будут иметь отрицательный характер и соответствующую эмоциональную окраску, причем, чем дальше, тем больше. Именно на этой почве и появляются ростки осуждения и раздражения. Они разрастаются в дерево мрачного, унылого озлобления и рождают плоды самых скверных поступков. На этой стадии человек становится одержимым, т.е. его сознание подпадает под полное управление демоническими внушениями. То-то бесам радость! 

Не позволяйте демонам управлять вашим вниманием, чтобы оно, как послушная кляча, не плелось уныло в своих постылых поводьях туда, куда правит упившийся возница. Возьмите управление в свои руки и возвратите внимание внутрь, на самое себя. Помните, что говорил преп. Амвросий Оптинский? — "Знай себя и будет с тебя". 

Помимо прочего, дорогие чада, нам всем очень нужна простота, причем именно в том смысле, в каком это слово понимали в древности. Простота — это монолитность, цельность, исключающая какую бы то ни было раздробленность, двойственность характера. Термин "простой" противоположен термину "сложный", который происходит от глагола "сложить"(складывать, соединять разнообразные части в одно). Сложный человек — это раздвоенный, растроенный, расчетверенный человек, это индивидуум, одержимый одним, двумя, тремя, а иногда и легионом бесов, из которых каждый имеет свой характер. Эти характеры проявляются попеременно в словах, мыслях и поступках одержимого демонами человека (так называемое альтернирующее сознание — психиатр), поэтому он и сам себя часто не может понять в этом хаосе влечений и настроений, а тем более, его не могут понять другие. 

В наше время постоянно приходится сталкиваться со случаями, когда в одном человеке уживаются две прямо противоположные натуры. Это обычный вариант подселившегося демона и ясный пример его воздействия на душу человека. Итак, простота, в евангельском понимании, — это единственность, цельность характера, а следовательно, — отсутствие демонического воздействия на личность. Вот к чему призывает нас Христос, говоря: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10,16). Столь необходимая и нам с вами мудрость дается только Богом, и ее нужно постоянно испрашивать у Него. Во всяком деле всегда следует просить Господа: вразуми, научи, просвети, а если нужно — исправь. 

Если будем продвигаться этим путем, то в скором времени все внешние проблемы, возникающие при неизбежных контактах с окружающими (которые так же, как и мы, далеки от совершенства) отпадут сами собой, словно сухая кровяная корка от зажившей раны. 

Игумен N. "Не бойся, малое стадо"