ДУХОВНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ. (Иеромонах Серафим Роуз)

Эту книгу [Православие и религия будущего] читали многие из тех, кто участвовал в «ХАРИЗМАТИЧЕСКОМ ВОЗРОЖДЕНИИ»; многие из них после этого отреклись от движения, осознав, что дух, который они чувствовали во время «харизматических явлений», это «не» Святой Дух. А тем участникам «харизматического» движения, что читают сейчас эту книгу, мы хотим сказать: «Вы вполне можете чувствовать, что ваши переживания, связанные с «харизматическим» движением, по большей части все же представляют собой нечто хорошее (даже если по некоторым поводам у вас и возникали сомнения); вы вполне можете сомневаться, что в них есть что-то демоническое. 

Высказывая мысль, что «харизматическое» движение опирается на медиумизм, мы не хотим отрицать «все» ваши переживания, которые с ним связаны. Если в вас пробудилось раскаяние в своих грехах, вы поняли, что Господь Иисус Христос – Спаситель человечества, почувствовали искреннюю любовь к Богу и к своему ближнему – все это и вправду хорошо и не покинет вас, даже если вы отойдете от «харизматического» движения. Но если вы полагаете, что ваши переживания и опыт «говорения на языках», «пророчествования» или еще какие бы то ни было «сверхъестественные» опыты идут от Бога – тогда эта книга послужит вам просто предложением задуматься над тем, что область христианского духовного опыта намного глубже, чем вы до сих пор думали, что козни дьявола гораздо тоньше, чем вы подозревали, и что наше падшее человеческое естество принимает наваждение за истину, эмоциональный комфорт – за духовное переживание с куда большей готовностью, чем мы могли вообразить. 

Чтобы определить этот «дух» еще более точно.., вернемся к учению православных аскетических писаний о «ПРЕЛЕСТИ» или духовном заблуждении.
 

 

ДУХОВНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Понятие «прелести», ключевое в православном аскетическом учении, совершенно отсутствует в протестантско-католическом мире, который породил «харизматическое» движение; именно этот факт проливает свет на то, почему такое явное заблуждение может настолько овладеть кругами, формально принадлежащими к «христианству», и почему такой «пророк», как Николай Бердяев, происходивший из православных, мог считать абсолютно непреложным, что в «новую эру Святого Духа» «больше не будет аскетического мировоззрения». 

Причина этого очевидна: православное аскетическое мировоззрение дает единственную возможность для того, чтобы люди, получившие Духа Святого при крещении и миропомазании, могли действительно продолжать стяжание Духа Святого в своей жизни; оно учит различать духовное заблуждение и хранить себя от него. «Новая духовность», о которой мечтал Бердяев и которую осуществляет на практике «харизматическое возрождение», имеет совершенно иные основы и в свете православного аскетического учения является фальшивкой. Следовательно, для двух этих мировоззрений нет места в одной и той же духовной вселенной; чтобы принять новую духовность «харизматического возрождения», нужно отречься от православного христианства; и, наоборот, чтобы оставаться православным христианином, человек должен отречься от «харизматического возрождения», как от поддельного Православия. 

Чтобы это стало совершенно ясно, мы далее представим учение Православной Церкви о духовном заблуждении в основном по сделанному в XIX веке общему изложению основ этого учения, автором которого был епископ Игнатий (Брянчанинов), православный отец наших времен, и которое помещено в первом томе собрания его сочинений. 

Существуют две основных формы «прелести», или духовного заблуждения. Первая, и более наглядная, форма связана с тем, когда человек стремится к высокому состоянию или духовным видениям, не очистившись от страстей и надеясь на собственное суждение. Таким людям дьявол посылает великие «видения». Такие примеры есть в «Житиях святых», одном из источников православного аскетического учения. Так свт. Никита, Новгородский епископ (31 января), перешел к уединенной жизни неподготовленным и против воли своего духовного отца и вскоре стал слышать голос, молившийся вместе с ним. Затем «Господь» стал говорить с ним и послал «Ангела» молиться вместо него, и тот сказал ему, чтобы он вместо молитвы читал книги и поучал всех приходящих к нему. Это он и стал делать, всегда видя «Ангела», который молился рядом с ним, и люди поражались его духовной мудрости и «дарам Святого Духа», которые он будто бы имел, в том числе поражались его пророчествам, которые всегда исполнялись. 

Заблуждение было открыто только тогда, когда отцы из монастыря узнали о его отвращении к Новому Завету (Ветхий Завет, которого он никогда не читал, он цитировал наизусть), и по их молитвам он раскаялся, его чудеса прекратились, и впоследствии он обрел истинную святость. Также преп. Исаак Киево-Печерский (14 февраля) увидел великий свет «Христа», грядущего к нему с «Ангелами»; когда Исаак, не перекрестившись, поклонился «Христу», бесы получили власть над ним и после долгого танца вместе с ним бросили его еле живого. Он также впоследствии обрел истинную святость. Подобных случаев множество, когда «Христос» и «Ангелы» являлись отшельникам и давали им удивительную силу и «дары Святого Духа», когда часто приводили заблудшего отшельника к безумию и самоубийству. 

Но есть другая, более обычная, менее эффектная форма духовного заблуждения, которая предлагает своим жертвам не великие видения, а всего лишь экзальтированные «религиозные чувства». Это возникает, как писал епископ Игнатий, «когда сердце жаждет и стремится к наслаждению святыми и Божественными чувствами, будучи совершенно к ним неподготовленным. Каждый, кто не имеет духа сокрушенного, кто видит в себе какую-либо добродетель или достоинство, кто не придерживается неукоснительно учения Православной Церкви, а на основе того или иного толкования придумал себе собственное своевольное суждение или последовал неправославному учению, находится в состоянии подобного заблуждения». 

Римо-католическая церковь имеет целые духовные труды, написанные людьми в подобном состоянии: например, «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Об этом епископ Игнатий говорит: «В этой книге царит и дышит с ее страниц лесть злого духа, обольщающая читателя, опьяняющая его... Книга приглашает читателя к прямому слиянию с Богом, без предварительного очищения покаянием... Она вводит плотских людей в экстатический восторг и опьянение, достигнутое без труда, без раскаяния, без «распятия плоти со страстями и похотями» (Гал. 5, 24), с лестью их падшего состояния». А результат таков, как писал И.М. Концевич, великий распространитель святоотеческого учения: «Аскет, стремясь разжечь в своем сердце любовь к Богу и пренебрегая покаянием, старается достичь чувства блаженства и получает в результате как раз противоположное: он вступает в союз с дьяволом и заражается ненавистью к Святому Духу» (епископ Игнатий)». 

И это именно то состояние, в котором находятся, даже не подозревая этого, приверженцы «харизматического возрождения». Это можно совершенно ясно видеть, сравнивая их переживания и взгляды, пункт за пунктом, с учением православных Отцов, как его излагает епископ Игнатий. 

ОТНОШЕНИЕ К «ДУХОВНЫМ» ПЕРЕЖИВАНИЯМ 

Не имея никакой опоры в истинных источниках христианского духовного опыта и в святых таинствах Церкви, в духовном учении, передававшемся святыми Отцами от Христа и Его апостолов – приверженцы «харизматического возрождения» не имеют возможности отличить Божию благодать от подделок под нее. Все «харизматические» авторы проявляют в большей или меньшей степени отсутствие осторожности и способности различать свои переживания. 

Разумеется, некоторые католики-пятидесятники производят «изгнание сатаны» перед тем, как просить «крещения Святого Духа»; но эффективность этого акта, как вскоре будет видно из их собственных свидетельств, такова же, как у иудеев в Деяниях (Деян.19, 15), на «экзорцизмы» которых злой дух отвечал: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто»? 

Святой Иоанн Кассиан Римлянин, великий православный Отец, подвизавшийся на Западе в V веке, который с великим проникновением писал о действиях Святого Духа в своих «Беседах о дарах Божиих», отмечает, что подчас бесы «творят чудеса», чтобы вознести в надменности человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более «чудесному» падению. Они делают вид, что горят и бегут из тел тех, в ком они пребывали, благодаря «святости людей», про нечистоту которых они знают... В Писании мы читаем: «и придут лжехристы и лжепророки»...

Шведский «духовидец» XVIII века Эммануэль Сведенборг – он был странным предтечей современного оккультного и «духовного» возрожденчества – имел большой опыт связи с областью духов, часто видел «духовных существ» и беседовал с ними. Он различал два рода духов, «добрых» и «злых».

Всякий, кто читал жития православных святых и другую духовную литературу, знает, что все эти духи – и «добрые», и «злые», и «высшие», и «низшие» -все они бесы, и что различить истинно добрых духов (Ангелов) от этих злых духов невозможно, опираясь лишь на собственные чувства и впечатления. Широко распространенный в «харизматических» кругах обряд «экзорцизма» («изгнания дьявола». – «Прим.» пер.) не дает никакой гарантии, что злые духи и вправду изгоняются; такие «экзорцизмы» – привычный прием шаманов, которые также признают, что есть два рода духов, однако все они имеют одинаковую бесовскую природу, независимо от того, бегут ли они для видимости, когда их изгоняют, или появляются в ответ на заклинания, чтобы дать шаману силу. 

Никто не станет отрицать, что «харизматическое» движение в целом стоит в решительной оппозиции к современному оккультизму и сатанизму. Но ведь более тонкие из злых духов принимают вид «ангела света» (2Кор. 11, 14); и от человека, чтобы не быть введенным в обман, требуется великий дар различения и при этом глубокое недоверие к своим собственным «духовным» переживаниям. Перед лицом тонких невидимых врагов, которые ведут невидимую брань против рода человеческого, та наивная доверчивость, с которой большинство приверженцев «харизматического» движения относится к своим переживаниям и опытам, – это открытая дверь для духовного заблуждения. Один пастор, к примеру, советует медитировать на темы из Священного Писания, а затем записывать любые мысли, которые «возникли» после чтения: «Это – послание вам лично от Святого Духа». Но любой серьезный знаток христианской духовности знает, например, что в начале монашеской жизни некоторые нечистые бесы поучают (новичков) толкованию Св. Писания, постепенно запутывая их, чтобы привести к ереси и кощунству. 

К сожалению, позиция православных последователей «харизматического возрождения» не более разумна, чем у католиков и протестантов. Они явно не знают как следует православных Отцов и житий святых, и когда они цитируют изредка кого-либо из Отцов, то часто в отрыве от контекста (см. далее о преп. Серафиме). «Харизматики» опираются в основном на «опыт». Один православный священник пишет: «Кое-кто дерзнул назвать это переживание «прелестью» – духовной гордыней. Никто, беседовавший с Богом таким образом, не может быть введен в такое заблуждение». Но трудно найти такого православного христианина, который был бы способен разбираться в очень тонких формах духовного заблуждения (где гордыня, например, может принимать вид самоуничижения), опираясь только на собственные «чувства» по отношению к ним, без помощи святоотеческих писаний. Лишь тот, кто полностью принял отеческие поучения в свои собственные мысли и действия, может надеяться, что справится с этим. 

Как подготовлен православный христианин, чтобы противостоять заблуждению? Ему дан целый свод богодухновенных святоотеческих писаний, вдобавок к Священному Писанию, – современное мнение Христовой Церкви за две тысячи лет в отношении буквально любого мыслимого духовного и псевдодуховного опыта. 

Святой Григорий Синаит предостерегает нас: «Немалый труд – достигнуть точной истины и очиститься от всего, противного благодати; потому что обычно для диавола представлять свои наваждения, особенно новоначальным, под видом истины, придавая духовный облик злой сущности». И «Господь не разгневается на того, кто, боясь заблуждения, блюдет себя с крайней осторожностью, даже если он не примет чего-то посланного от Бога... Напротив, Господь хвалит его за здравое рассуждение». 

"ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО".